Финансовый уполномоченный по ОСАГО. Что изменилось в порядке получения страхового возмещения? Стоит ли потребителю рассчитывать на омбудсмена?

Уже год, как функционирует служба финансового уполномоченного по ОСАГО, и мы готовы поделиться с Вами впечатлением от нового порядка получения страховых выплат после ДТП.

Как вы знаете, раньше после ДТП потребитель обращался в страховую и в течение 20-ти дней получал свою выплату или направление на ремонт. Если его не устраивал размер выплаты или предварительный перечень ремонтных работ в автосервисе, потребитель мог организовать независимую экспертизу ущерба и подать в страховую претензию о недоплате. У страховой было 10 дней, чтоб удовлетворить требования потребителя. Таким образом, досудебный порядок длился 10 дней. И по истечению этого срока можно было сразу подавать судебный иск.

ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ДО ОМБУДСМЕНА: 10 дней (рассмотрение/удовлетворение досудебной претензии потребителя).

Сейчас же с участием омбудсмена досудебный порядок вырос с 10 дней до 79 дней! Почему так произошло?

  1. По новым правилам, потребитель, если его не устраивает страховое возмещение, по истечению 20-ти дней с даты подачи документов в страховую должен подать заявление о том, что не согласен с размером выплаты, а не претензию, как было раньше. На рассмотрение заявления о несогласии с размером выплаты у страховой теперь есть 30 (!) календарных дней.

При этом у потребителя нет юридического права самостоятельно организовать независимую экспертизу, чтобы объективно оценить ущерб и доказать размер недоплаты страховой компании в своем заявлении. Страховая имеет право не принимать экспертизу гражданина и не оплачивать расходы на нее.

Потребителя ставят в ситуацию, когда он должен интуитивно понять (без эксперта в этом вопросе), что суммы страхового возмещения недостаточно для ремонта автомобиля. Единственный способ понять и доказать, что выплата неполная, — это обратиться в автосервис или к официальному дилеру для составления заказ-наряда ремонта. Лучше обратиться к официальному дилеру, так как только у него есть доступ к технологии завода изготовителя, в рамках которой страховщик обязан рассчитывать страховое возмещение.

  1. Если страховая не удовлетворяет просьбу потребителя, он подает обращение к финансовому омбудсмену. Омбудсмен в свою очередь рассматривает обращение гражданина 15 рабочих дней (21 календарный день). По закону об ОСАГО, если потребителя не устраивают расчеты страховщика, финансовый уполномоченный обязан организовать экспертизу бесплатно. На организацию независимой экспертизы у омбудсмена уходит еще 10 рабочих дней (14 календарных дней). Итого, потребитель снова ждет 35 дней.

Из-за того, что омбудсмен назначает экспертизы в организации, с которыми сотрудничают страховые, то требования потребителя об увеличении размера страхового возмещения, как правило, не удовлетворяются или удовлетворяются не в полном объеме. Для того, чтобы потребителю оспорить решение финансового уполномоченного, ему нужно выждать еще 10 рабочих дней (14 календарных дней), чтоб решение омбудсмена вступило в законную силу, и только потом идти в суд за защитой своих прав на объективную страховую выплату.

Важно отметить, что в новых условиях гражданину очень сложно самостоятельно отстаивать свои права в досудебном порядке. Отправив свое обращение омбудсмену, гражданин не видит ответов и доводов страховщиков, которые они приводят омбудсмену в ответ на обращение. У гражданина нет возможности парировать ложные доводы страховщиков, поэтому нужно действовать на опережение. Зачастую без опытного юриста это невозможно.

НОВЫЙ ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК: 30 ДНЕЙ (рассмотрение/удовлетворение требований потребителя по заявлению) + 35 ДНЕЙ (рассмотрение/удовлетворение обращения потребителя омбудсменом) + 14 ДНЕЙ (вступление в силу решения омбудсмена) = 79 календарных дней.

Кроме того, по новым правилам сильно сократился срок подачи искового заявления. Если раньше потребитель мог обратиться в суд в течение 3-х лет после 10-ти дней с момента подачи претензии страховщику, то сейчас у него есть на это только месяц с момента вступления в силу решения финансового уполномоченного.

Еще один минус в новом порядке для потребителя заключается в том, что теперь даже в судебном порядке у него нет права организовать экспертизу ущерба самостоятельно. Оспорить выводы экспертизы финансового уполномоченного может только судебная экспертиза по назначению суда. При этом расходы на проведения судебной экспертизы возлагаются на заявителя, то есть потребителя. Стоимость судебной экспертизы в разы выше, чем стоимость досудебной. По Свердловской области стоимость судебной экспертизы варьируется от 10 000 до 30 000 рублей в зависимости от сложности, тогда как досудебная экспертиза стоит в среднем 5 000 рублей.

Подведем итог.

Цель создания службы финансового уполномоченного по ОСАГО была разгрузить суды, но на практике в 99% случаев граждане обращаются, как и прежде в суд, так как омбудсмен не удовлетворяет их требования. Если же омбудсмен удовлетворяет требования потребителя, в суд обращаются страховщики, чтоб снизить штрафы и неустойки, взысканные с них.

Присутствие омбудсмена в страховых спорах значительно усложнило и увеличило по времени процесс получения справедливого страхового возмещения потребителем.

Если вам предстоит спор со страховой компании по размеру возмещения или объему восстановительных работ в автосервисе, мы рекомендуем обращаться к практикующим юристам в сфере автостраховании. Мы знаем все тонкости работы со страховой и омбудсменом. Вы можете на нас положиться.

Заявку на бесплатную консультацию нашего юриста можно оставить на главной странице нашего сайта.

Обращаясь в нашу компанию, Вы можете быть уверены в профессионализме и высоком качестве наших услуг и действий!

Оставьте заявку на консультацию, и мы позвоним в ближайшее время

Опытный юрист проконсультирует по Вашему вопросу совершенно бесплатно. Узнайте наше мнение.